Изготовление венецианского зеркала
Наша компания участвовала в изготовлении венецианских зеркал трех метровой высоты. Была поставлена задача вырезать отдельные заготовки для последующей ручной обработки автором проекта.
Автор проекта Сергей Чиркин — этот творческий человек преследует старинную традицию декорирования. Подробнее узнать о его работах можно на сайте мастерской «Неовитраж» http://moizerkala.ru/
ИСТОРИЯ СТЁКОЛ И ЗЕРКАЛ, ИХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ДЕКОРА
Колыбелью стеклоделия можно считать финикийские земли, раскинувшиеся вдоль Тигра, Евфрата и Нила – именно там в третьем тысячелетии до нашей эры появились на свет первые стекляшки из сплава соды и песка. В древности им приписывали магические свойства, поэтому стеклянные украшения могли себе позволить лишь люди из особо привилегированных сословий.
На территории Европы своим стекольным промыслом славилась Александрия, чьи произведения ценились за особую утончённость и изящество. В середине I в. нашей эры александрийцы изобрели технологию выдувания стекла через металлическую трубку, даровав мастерам доселе невиданную свободу творчества.
Впоследствии это ремесло получает распространение в Древнем Риме, а после его падения – в Константинополе. Однако по-настоящему оно расцветает в XIII веке в Венеции. Мастера, в совершенстве овладевшие тонкой алмазной резьбой, росписью, инкрустацией и витражной живописью, сделали остров Мурано центром притяжения купцов и аристократов всех близлежащих земель. Ровные оконные стёкла с алмазной гранью, зеркала с рисунком, зеркальную плитку с фацетом – всё это можно было купить у лучших венецианских ремесленников.
До XIV в. зеркала изготавливались на подложке из металла, который со временем мутнел. На смену ему пришла амальгама из оловянной фольги (станиоли), на которую наливали ртуть и сверху клали стеклянный лист. На создание одного изделия уходило до трёх недель.
ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII-XVIII ВВ.
Долгое время Венеция оберегала свои тайны, и только в 1688 году министру Франции Жану-Батисту Кольберу удалось сманить на свою сторону нескольких венецианских умельцев, которые под страхом пытки раскрыли ему секреты своего ремесла. Практически одновременно с ним того же добился и герцог Букингемский.
Дальше события развивались стремительно. В пригороде Парижа построили первую стекольную фабрику, фактически уничтожившую монополию Венеции. С приходом стиля рококо широкое распространение получили зеркала-трюмо, ставившиеся в дамские комнаты. В Чехии же изобрели знаменитый богемский хрусталь – невероятно чистый, с утончённой алмазной гранью. Начали появляться новые техники декорирования и новые мэтры этого искусства, подарившие миру истинные шедевры.
МАСТЕРА ТРАВЛЕНИЯ, СОСТАРИВАНИЯ И ДЕКОРА СТЕКЛА
Стекло, с которым работали венецианские стеклодувы, было слишком тонким и хрупким для сложной гравировки. Богемский же хрусталь, включающий в себя соду, калий и кальций, позволял глубокое гранение корундовым диском. Его автор – ювелир и резчик по камню Каспар Леман (1570–1622) – задал моду на века вперёд, чередуя крупную грань с нитяной гравировкой и пунктированием. Богемский декор зеркал популярен и в наши дни.
Нанесение на стекло изображений методом химического травления впервые состоялось на фабрике Жана Дома (1825–1885) во французском городке Нанси. После его смерти дело было продолжено братьями. Изначально для декорирования за основу брались сюжеты классических художников, а также природные мотивы и растительные орнаменты. В XX веке вошли в моду благородные состаренные зеркала и зеркальные панно с фацетом.
В России первую фабрику зеркал открыл Пётр I в Киеве. Долгое время из-за испарений ртути производство было опасным для жизни, но в 1855 году французский учёный Пти-Жан нашёл способ заменить ртутную амальгаму серебром. В наше время наличие токсичных веществ в готовых изделиях исключено.